Массаж

ИСКУССТВО МАССАЖА НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ


Массаж
написать письмо    На главную  /  Способ формирования двигательных функций у младенца Реклама на сайте
   




Советы массажиста

Способ формирования двигательных функций у младенца



Формирование правильных двигательных функций

При рождении ребенок имеет некоторые безусловные рефлексы. Со временем его ЦНС дозревает и именно на основе безусловных рефлексов строится двигательная активность.
На первом году своей жизни ребенок осваивает очень много важных действий:
начинает контролировать положение головы, учится лежа переворачиваться, встает на четвереньки, ползает, садится, встает на ножки и начинает ходить. Здоровый малыш может данный естественный путь двигательного развития пройти совершенно самостоятельно.
Но, к сожалению, сегодня довольно много детей рождается с ортопедическими или неврологическими патологиями. У таких детей вид двигательных рефлексов и сроки их формирования зависят от состояния ЦНС и опорно-двигательного аппарата. В итоге локомоторные и постуральные функции могут формироваться неправильно, ассиметрично, позже срока, некоторые функции могут совсем не сформироваться.
В связи с этим детей, с рождения имеющих ортопедические или неврологические отклонения, следует тренировать, чтобы у них формировалась рефлекторная, а в дальнейшем и произвольная двигательная активность.
Последовательность развития двигательных функций определяется их формированием у здорового ребенка. Рефлекторная активность, которая имеется у конкретного больного ребенка, является базой для формирования движений.
Сегодня для этого применяют разнообразные методы лечебной гимнастики, например, пассивно-рефлекторные упражнения. Недостатком данного варианта является то, что упражнения только косвенно подводят к двигательным функциям, а не формируют их целенаправленно.
Еще в середине XX века появился похожий способ K. и B. Bobath, который предусматривает уничтожение патологических моторных реакций определенными позами и положением, а также создание специальных условий, которые облегчают формирование физиологических функций.

Имеются и некоторые недостатки:
1.Данный способ не может сформировать на сознательном уровне выполнение самых простых двигательных функций, которые присущи младенцам, к примеру, контроль головы, поворачивание, ползание, самостоятельное сидение, ходьба. И тем более не нарабатывается координация в более сложных исходных положениях, что могло бы положительно повлиять на функцию пирамидного пути, ведь когда грудничок овладевает множеством движений, у него улучшается управление двигательной системой. Этот способ не позволяет восстановить двигательные функции малыша в полной мере. В связи с этим его обычно применяют вместе с ортопедическими аппаратами и оперативным лечением.

2.Способ K. и B. Bobath берет во внимание только рефлексы, которые относятся к локомоторной и постуральной активности, а ведь дети имеют большую группу оральных рефлексов, которые связаны с пищевым поведением.
3.В данный способ не входит целенаправленная тренировка вестибулярного аппарата и формирование вестибулотонических реакций.

4.Полностью исключаются патологические моторные реакции из формирования двигательных реакций ребенка. Это обедняет возможности реабилитации.
Данная методика близка к идее о воссоздании ЭДФ у спинальных больных, которая создана доктором Л. Д. Потехиным. Смысл идеи заключается в том, что на основе активных, но неосознанных движений, благодаря тренировкам и осознанному контролю над движениями, образуются рациональные двигательные функции.
Перед изобретением стоит задача сформировать двигательные функции малыша, используя все нейромоторный и нейросенсорные возможности, которые имеются у младенца. Для выполнения поставленной задачи выполняются действия в следующей последовательности. В первую очередь определяют последовательность формирования у ребенка с отклонениями движений, которые соответствуют развитию здорового младенца: контроль головки, переворачивание, вставание на четвереньки, ползание, самостоятельное усаживание, вставание, стояние, ходьба и так далее.
Затем в данной рефлекторной двигательной активности выделяют части формируемой двигательной функции и целенаправленными тренировками акцентируют их.
После этого нежелательные движения понемногу убирают, обучая малыша совершать лишь нужное движение.

Этапы в последовательности укрепления мышц и формирования двигательных функций

1 этап – контроль положения головы
Под контролем положения головы понимается не только ее удерживание в вертикальном положении, но и непринужденное поворачивание головы в различных направлениях. Чтобы сформировать контроль положения головы необходимо использовать приемы:

1.Поочередно размещать игрушку, привлекающую внимание, с разных сторон от головы. 2.Стимулировать ладонно-ротовой рефлекс, то есть, раздражать ладонь, чтобы происходило движение головы к ладошке.
3.Стимулировать рефлекс Галанта, то есть делать штриховое раздражение кожи на спине, чтобы производилось разгибание шеи и туловища. Сначала стимуляцию нужно выполнять в облегченных условиях, когда малыш лежит на боку, а потом, лежа на животике.
4.Перекатывать ребенка с одного бока на другой так, чтобы его голова находилась в неустойчивом положении, и младенец самостоятельно пытался освободиться и напрягал шейные мышцы.
5.Потягивать вперед за руки, чтобы добиться напряжения мышц шеи и ручек. Сначала выполнять упражнения нужно в облегченных условиях: облокотить туловище малыша на подушку, затем в положении лежа на боку, а потом усложнить упражнение, сделав его, когда ребенок лежит на спине.
6.Использовать положение младенца на руках у взрослого. Сначала ребенка следует держать спиной к груди взрослого в вертикальном положении. Одной рукой нужно держать его надежно под мышками, прижимая к себе, другой рукой придерживать малыша под попу, сгибая его ножки. Головка ребенка опирается при этом о грудь взрослого, тем самым страхуясь от запрокидывания. Взрослый должен делать разные движения: повороты, небольшие наклоны, словно балансируя малышом, чтобы у него менялся тонус шейных мышц, включались вестибулярные рефлексы, и голова находилась в вертикальном положении. Далее нужно усложнить упражнения: удерживать младенца в полувертикальном положении, то есть под небольшим наклоном. Самым сложным упражнением является удерживание ребенка под мышкой взрослого, лежа на боку.
7.Рефлекторное ползание. Упражнения следует выполнять следующим образом: ребенка нужно положить на животик, на стол, голова его должна быть направлена в левую сторону взрослого, левая рука взрослого должна находиться под ребенком и надежно его фиксировать. Правую ладонь надо подставить под правую стопу малыша, чтобы она в любой момент стала опорой для детской стопы. При этом очень важно, левой рукой, которая является опорой, слегка переваливать младенца на левый бок, чтобы у него была возможность самому сгибать правую ногу. Взрослый должен уловить момент и правой ладонью создать упор для его стопы. После этого малыш будет самостоятельно отталкиваться, а взрослый левой рукой будет немного протягивать его вперед. Таким образом, создается иллюзия ползания. Получается, что ребенок самостоятельно сгибает ножку и отталкивается. Также выполняя упражнение, малыш напрягает аксиальную мускулатуру в тот момент, когда взрослый переваливает его на бочок. У него включаются асимметричные шейно-тонические и вестибулярные рефлексы, рефлекс ползания. Данное упражнение необходимо повторить и со второй ножкой. Достаточная сноровка позволит не перекладывать младенца на другую руку, пока он не проползет до конца стола, а сделать это только тогда, когда он будет ползти в обратном направлении.
8.Положить ребенка набок и обхватить ладонями плечелопаточный и плечевой суставы с обеих сторон. В таком положении выполнять пассивные движения в данных суставах, словно перемалывая его между ладонями. Чаще всего малыш во время данного упражнения напрягает мышцы шеи и пытается изменить положение головы. Таким же способом необходимо освобождать заблокированный плечевой состав. Те же действия следует выполнить с другим суставом, перевернув ребенка на второй бочок.
9.Завершить процедуру следует общим массажем. Детское тело является огромной рефлексогенной зоной, в связи с этим импульсация, которая возникает во время массажа, идет в головной мозг и является мощным стимулом для его созревания.
10.Если имеется мышечный гипертонус, то между всеми приемами необходимо включать приемы расслабляющие, например, разминание, прокатывание на мяче, потряхивания, стимуляцию антагонистов. Не следует допускать запрокидывание головы, другими словами, нужно избегать всех движений, которые могут вызвать ее запрокидывание. Если младенец настойчиво запрокидывает голову, то нужно создать для него наиболее комфортные условия, к примеру, положить головку на подушку или взять его на руки и массировать в полусидячем положении на своих руках. В рефлекторном ползании надо добиться более акцентированного сгибания тела, за счет того, что он сильней переваливается на бочок и взрослый пассивно сгибает его ножки, чтобы головка малыша стремилась к сгибанию больше, чем к разгибанию.
11.Последовательность пунктов от одного до девяти весьма оправдана, так как в них имеется вводная часть, основная и заключительная. Нагрузка как возрастает постепенно, так и снижается. Но, несмотря на это, во время проведения занятия с детьми, нужно учитывать эмоциональные состояния, двигательные стереотипы, реакцию на упражнения и эмоциональное состояние каждого из них. Если ребенок плачет в процессе занятий, то он не является активным участником процедуры.

2 этап – стимулирование переворота
Ребенок должен обладать достаточной силой мышц конечностей и туловища, координацией движений и сформированными вестибулярными рефлексами. Первый этап является подготовкой ко второму, в нем применяются следующие приемы:

1.Перекатывания малыша с одного бока на другой, чтобы были вызваны напряжения целого ансамбля мышц шеи и туловища. Выполняя перекаты, следует постоянно страховать голову ребенка, не давать ей болтаться и запрокидываться. Делать акцент нужно на сгибание головы вперед, так как разгибание сформируется намного легче.
2.Выкладывание малыша на живот, так как это благоприятно влияет на тренировку опоры на ручки.
3.Кружение с младенцем на руках сначала и правую сторону, потом в левую. Это будет активировать его вестибулярные рефлексы, способствовать перераспределению мышечного тонуса, характерного для поворотов.
4.Парения в положении на спине и на груди. Это будет активировать вестибулярные рефлексы младенца, сопровождать повышение тонуса аксиальной мускулатуры.
5.Формирование опоры на локти, нужно потягивать ребенка за кисти и поворачивать, затем переводить в положение опоры на другой локоть. Таким образом, у ребенка будет включаться реакция опоры, и он сам будет опираться на локти. Чтобы дать ему почувствовать опору, нужно зафиксировать таз или туловище в данном положении на несколько секунд, далее следует вернуться в положение, лежа на спине. Такие же действия следует повторить с другой рукой и в другую сторону. Выполняя прием, нужно исключить перегибание позвоночника и запрокидывание головы. Если это все же случается, нужно дать неполную опору или тщательнее потягивать за руку, не пропуская момента, когда после напряжения руки, возникнет напряжение шейных мышц. Когда малыш начинает хорошо выполнять опору на локоть, упражнения следует усложнить тем, что препятствовать стремление младенца перевернуться в исходное положение, чтобы он сопротивлялся и делал попытки освободиться.
6.Перевод за ножку ребенка в положение упора на локте, то есть, переворачивать его за ногу в положение опоры на другой локоть. Нужно зафиксировать его в данном положении за туловище или таз на протяжении нескольких секунд, затем вернуть его на спину. Тоже повторить с другой ножкой в противоположную сторону. Выполняя прием, нужно исключить перегибание позвоночника и запрокидывание головы. Когда малыш начинает хорошо выполнять опору на локоть, упражнение следует усложнить тем, что на протяжении десяти секунд, нужно препятствовать завершению поворота. Ребенок должен пробовать освободиться и сопротивляться положению, которое ему навязано. В неустойчивом положении на боку для малыша создаются условия, чтобы он самостоятельно напрягал мышцы.
7.Ношение младенца под мышкой у взрослого боком. Ребенок должен контролировать положение головы.
8.Формирование опоры на кисти. Включать в занятия следует в 2 или 3 месяца, так как в этот период еще сохранен рефлекс отталкивания от опоры. Чтобы выполнить данное упражнение, нужно держать малыша на весу одной рукой под грудь, а другой под живот между ног. Надо создать парение и переворачивать на весу. Когда ребенок отведет руки и раскроет ладони, следует опустить ладонь на какую-либо опору и балансировать им так, чтобы он опирался на ручки и чувствовал опору.
9.Переступание на руках. Когда ребенок достаточно хорошо опирается на руки, следует обучить его переступанию на руках. Для этого надо держать малыша, как в предыдущем упражнении. Когда ребенок будет опираться обеими руками, его нужно переваливать на одну руку, затем на другую. Делать это надо так, чтобы малыш частично выполнял упражнение сам. Если опоры нет, то следует взять ладошку и надавить ею на угол стола, почти в вертикальном положении, чтобы рука напряглась полностью.
10.Если перечисленные приемы не помогли сформировать опору на руки, то необходимо положить ребенка на животик, грудью на валик, и в таком положении массировать спину, что будет стимулировать межлопаточную область.
11.Формирование переворотов ребенка с живота на спину и наоборот. Для этого следует положить малыша на живот, левую ручку положить под грудь, а правую ногу вывести, как будто для рефлекторного ползания, нужно подталкивать ножку, провоцируя младенца повернуться набок. На боку ребенка следует придержать примерно десять секунд, чтобы малыш напрягся и постарался освободиться из неудобной позы. Потом нужно продолжить сгибание ноги, поворачивая за колено на спину. Дальше нужно, потягивая за руку, снова перевести ребенка в положение на боку и повторить упражнение, только на этот раз позволить малышу перевернуться на животик.

3 этап - ползание
Начинать тренировки нужно раньше, чем младенец станет переворачиваться. Именно для этого в занятия включены специальные упражнения:

1.Рефлекторное ползание. Данное упражнение было описано выше. Когда малыш выполняет данные действия, у него формируются асимметричные, лабиринтные и асимметричные шейные рефлексы. Ребенок самостоятельно сгибает ножки, тем самым включает множество групп мышц и имитирует движения схожие с ползание, ходьбой и так далее. В дальнейшем это облегчает формирование локомоторных привычек, так как навсегда остается в мышечной памяти. Выполняя прием с детьми с ДЦП необходимо переваливать ребенка на бочок в опору на колено.
2.Обычный массаж в соответствии с возрастной категорией: спина, живот, конечности, грудная клетка. Если ребенок на контакт не идет, то массаж следует чередовать с упражнениями.

- в исходном положении на боку делать массаж спины, ягодиц и шеи.
- в исходном положении на животе делать массаж спины.
- формировать перевороты с животика на спину, как описано выше.
- массаж живота.
- формировать рефлекторное ползание на животе, как описано выше.
- формирование переворота с животика на спину в другую сторону.
- в исходном положении на спине массировать конечности.
- точечное стимулирование пупочного кольца.
- формирование переворота со спинки на живот.
- снова с животика на спину.
- формирование переворота со спинки на живот в другую сторону.
Такая тренировка является классической для младенца от двух до четырех месяцев.

4 этап – вставание на четвереньки
И ребенок, и взрослый должны находиться в положении, как во время тренировки рефлекторного ползания. Начинать упражнение надо также, то есть, переваливать на левый бок. Нужно дать ребенку согнуть правую ножку, потом правой рукой сделать опору колену и перевалить малыша на данное колено. Левой рукой следует помогать ребенку встать на четвереньки. Получается, что ребенок естественным образом из состояния ползания переходит на четвереньки, помощь в поднимании со стороны взрослого с каждым разом уменьшается. Желательно данное упражнение начинать выполнять раньше, чем малыш сам встанет на четвереньки, то есть, примерно в три месяца. Если у младенца есть подозрения на дисплазию, то упражнения все равно нужно выполнять. Только взрослому надо будет прилагать больше усилий, так как в данном случае уменьшают опору на колено.

5 этап – обучение ползанию
1.Сначала необходимо научить ходить на коленях. Для этого нужно одной рукой взять малыша под грудь и боком прижать его к себе, затем поставить его на колени и переваливать в такое положение, чтобы он опирался на одно колено. Вторую ножку малыш должен выставить вперед сам. Тогда его нужно перевалить на выставленное колено, тем самым провоцируя выдвинуть другую ножку вперед и так далее. Сначала опора должна быть неполная, но со временем поддержку следует уменьшать. Таким образом, необходимо пройти в одном направлении, потом переложить ребенка на другую руку и передвигаться в другом направлении.
2.Когда ребенок сможет выполнять вышеперечисленные упражнения, следует приступить к обучению ползанию. Нужно спровоцировать его встать на четвереньки, одной рукой страхуя, вывести колено ребенка в сторону и создать упор на него, другой рукой, находящейся под грудью, надо побудить его встать на колено. В данной позе нужно попытаться слегка вывести малыша из равновесия, чтобы он попытался его сохранить, выполняя какие-либо действия ножкой или ручкой. Или же нужно делать рефлекторное ползание, страхуя под туловищем рукой, только теперь позволить ему полностью опираться на конечности. 3.С каждым разом страховку следует уменьшать, чтобы ребенок мог постепенно сам выполнять упражнение.
6 этап – из положения на четвереньках научить присаживаться
Из названия этапа понятно, какой цели нужно добиться, выполняя упражнения. Нужно надавить сбоку на таз малыша, чтобы он вынужден был опустить попу на опору. Сначала ребенок присаживается на бочок, опираясь на руку, но регулярно, повторяя упражнение, он учится садиться без опоры на нее.
7 этап – научить вставать с колен
Страховать малыша необходимо обычным способом, то есть, обхватить его под грудку и крепко прижать к себе. Поставив его на колени, нужно вывести ножку вперед и зафиксировать ее, побуждая ребенка опереться на ножку и встать. Эту же процедуру надо сделать со второй ножкой.
Когда данный навык будет сформирован, можно приступать к обучению вставать с низкого сидения. К примеру, малыш сидит на столе и ногами касается ног взрослого. Взрослому нужно подтолкнуть ребенка к себе за таз, чтобы он захотел опереться на ножки. Встает младенец с помощью взрослого. Можно усложнить упражнение тем, что притягивать малыша не за таз, а за ручки. А потом и за пальчики.
Если ребенок научится вставать с колен и с высокого сидения, проблем с ходьбой уже точно не возникнет. Потом хорошей физической тренировкой для ребенка будут безопасные батуты, сухие бассейны, шведские стенки, пружинные мячики большого размера и так далее. Все перечисленные методики не только формируют двигательную активность ребенка, но и являются диагностикой, ведь во время тренировок будут видны возможности ребенка, по которым можно судить о развитии его головного мозга.

Приложение


Таблица психомоторного и эмоционального развитиядетей от 0 до года

Показания развития
Возраст
Может удерживать головку, находясь в положении лежа на животе
1 месяц
Может фиксировать взгляд
Начинает улыбаться
Отвечает на улыбку родителей
2 месяца
Начинает контролировать положение головы и, находясь на руках мамы, может сосредоточенно рассматривать взрослого
2-3 месяца
Начинает гулить
3 месяца
Услышав звук, поворачивает головку в его направлении
Оживляется
Начинает громко смеяться
2-4 месяца
Находясь в положении лежа на спине, может повернуться набок
Может схватить подвешенную над ним игрушку
Может найти источник звука
Может отличить своих от чужих
2-5 месяцев
Может перевернуться с живота на спину и наоборот
3-4 месяца
Начинает ползать на животе
4-5 месяцев
Умеет перекладывать игрушки из одной ручки в другую, играя ими
Может схватить игрушку, предложенную взрослым
Может встать на четвереньки, пытается ползти
5-7 месяцев
С легкостью берет и кладет игрушки самостоятельно
6 месяцев
Начинает лепетать
Начинает произносить слоги
Начинает есть с ложки
Ползает на четвереньках
6-7 месяцев
С легкостью находит предмет, который просят найти
7 месяцев
Самостоятельно играет с игрушками
8 месяцев
Находясь на четвереньках, может самостоятельно сесть
7-8 месяцев
Может встать, придерживаясь за опору
7-9 месяцев
Может держать сам и есть кусочек хлеба
Производит разные действия с игрушками: перекладывает и размахивает
8-9 месяцев
Сам может сесть, встать, лечь и снова встать, держась за опору
Может долго лепетать, повторяя одни слоги
8-10 месяцев
Приобретает навыки опрятности
9 месяцев
Может повторить слоги, произносимые взрослым
9-10 месяцев
Может стоять с поддержкой, передвигаться по опоре
8-11 месяцев
Может стоять без поддержки, ходить за ручку
9-11 месяцев
Может залезть на низкую поверхность и слезть с нее
10-12 месяцев
Может произнести простые слова (не, дай)
11-12 месяцев

Клинические примеры:


1.Горячко Александр 1990 года рождения.
На лечение поступил в шесть месяцев.
Не переворачивался, не пытался ползти.
Диагноз: левосторонняя нейрогенная кривошея, мышечная дистония.
Специалисты провели 3 курса.
Лечение закончилось в год и шесть месяцев.
Начал хорошо ходить, с учета невропатолога был снят.

2.Селянин Виктор 1994 года рождения.
На лечение поступил в шесть месяцев три недели.
Диагноз: перинатальное поражение ЦНС, спастический тетрапарез, синдром повышенной нейро - рефлекторной возбудимости.
Специалисты провели 5 курсов, включающих 10 процедур каждый.
Лечение закончилось, когда мальчику было три года.
В двигательной системе патологий не выявлено.

3.Ткаченко Валентин 1994 года рождения.
На лечение поступил в шесть месяцев.
Диагноз: врожденная катаракта обоих глаз, слепота, водянка яичек, тимомегалия, дисплазия правого тазобедренного сустава, врожденный порок сердца, ПП ЦНС. Лечение закончилось в четыре года.
Видимые признаки патологии двигательной активности отсутствовали. Валя начал ходить в год и 1 месяц. Обучался в школе города Саратова, которая предназначена для слепых детей. У мальчика имеются математические способности, музыкальный слух. Он пел в церковном хоре и занимался игрой на баяне. Смог освоить компьютер для слепых, учит французский язык.

4.Евсеенко Арина 1992 года рождения.
На лечение поступила в два месяца.
Диагноз: перинатальное повреждение ЦНС, из родильного дома были сделаны прогнозы, что максимум – это ребенок сядет. Во время поступления у девочки имелась очень грубая деформация шейно-грудного отдела позвоночника, он был в форме «ступенек», сильно выраженная гипотония, слишком размашистый тремор ног, рук, губ, который переходил в опистотонус.
В первый год жизни специалисты провели 3 курса по 10 занятий.
В шесть месяцев Арина научилась ползать, к году начала ходить.
В школе училась хорошо, много лет занимается бальными танцами и занимает призовые места.

5.Журавлев Дмитрий 1990 года рождения.
На лечение поступил в восемь месяцев.
Диагноз: левосторонняя нейрогенная кривошея, смешанный тетрапарез.
В первые полтора года жизни мальчик прошел 4 курса по 10 процедур.
Когда закончился первый курс, Дима пополз, после третьего курса, в год и 1 месяц пошел.

6.Кошелев Алексей 1990 года рождения.
На лечение поступил в 11 месяцев.
Диагноз: гиперкинетическая форма ДЦП.
При поступлении находился только лежа на спинке, с откинутой головой, проявлялись тонические рефлексы, то есть Леша не мог поднести руку ко рту. Имелось выраженное переразгибание абсолютно во всех суставах. Присутствовал тонус в мышцах, отвечающих за разгибание.
Из-за позднего начала лечебных процедур, а также наслаивания гиперкинезы, тренировки по созданию двигательных функций велись способом, который отличается от выше приведенного. Хотя в основе тренировок лежала идея по созданию рациональных двигательных функций таких, как ходьба, сидение и так далее, на основе безусловных двигательных рефлексов.
В 2 года мальчик самостоятельно садился, находясь на четвереньках, если взрослый фиксировал захват кисти о какой-нибудь барьер, то мог стоять. Ближе к трем годам научился ходить с поддержкой за руку.
Специалистами было проведено 7 курсов каждый по 10 процедур. Вместе с упражнениями проводилось сильнейшее медикаментозное лечение.
Как правило, лечение по данной методике заканчивалось тем, что ребенок начинал ходить.


06.04.2014 1310/5212




      nvz1279@mail.ru